РОССИЯ САДИТСЯ НА КРУПУ И КАРТОФЕЛЬ. ПОКУПАТЕЛИ ВСЕ ЧАЩЕ ЭКОНОМЯТ НА ПРОДОВОЛЬСТВИИ

Тенденции в настроении потребителей говорят о том, что люди привыкли жить в условиях кризиса, к такому выводу пришла исследовательская компания GfK, проанализировав поведение покупателей. Поскольку макроэкономическая ситуация в стране не улучшается и реальные доходы по-прежнему сокращаются, то продолжают работать стратегии экономии, в том числе на продуктах питания, поиска более дешевых товаров и мест их продажи. И если в денежном выражении, по прогнозу GfK, объем рынка продовольствия в этом году вырастет на 6,4%, то в натуральном — маловероятно: с июля 2015-го по август 2016-го потребление уменьшилось на 0,1%.

При этом структура потребления не претерпела существенных изменений: состав пищевых веществ и структура энергетической ценности по основным группам продуктов питания за последние пять лет менялись в пределах статистической погрешности, обращает внимание директор практики по работе с компаниями сельскохозяйственного сектора КПМГ в России и СНГ Илья Строкин. А вот усредненная продуктовая корзина подорожала с 4 тыс. руб. на человека в месяц в 2012 году до 5,45 тыс. руб. в 2015-м. Доля расходов на покупку продовольствия у домашних хозяйств за это время выросла с 28,1% до 32%.

Также увеличилась доля продовольствия в общем объеме розничной торговли — с 46,7% до 48,7%, хотя это не значит, что люди стали больше потреблять или покупают более дорогие продукты питания. Наоборот, из-за снижения реальных располагаемых доходов население постепенно переходит на более дешевые категории. Так, потребление овощей увеличивается за счет наиболее доступной продукции, в частности «борщевого набора» — картофеля, моркови, лука, свеклы, капусты. «В течение года мы наблюдаем, что оптовые цены на них держатся на уровне прошлого года или ниже», — отмечает Востриков.

В этом году «Руспродсоюз» прогнозирует сокращение продаж всех гарнирных категорий (овощные консервы, сложные закуски), так как бюджет населения перераспределяется в базовые продукты, поэтому стоит ожидать дальнейшего роста потребления картофеля и макаронных изделий. Также повышается спрос на крупы. Люди с низким доходом все больше голосуют рублем, поэтому растут продажи продукции эконом-сегмента, рассказывает коммерческий директор «АФГ Националь» Борис Шабанов. Если раньше эта категория потребителей могла себе позволить покупать продукцию среднего ценового сегмента, то сейчас скорее нет. В 2016 году продажи круп торговых марок эконом-сегмента у компании выросли на 50% в денежном выражении, оценивает он.

Читать полностью: http://www.welikepotato.ru/articles/presentations/publications/071116